ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».
Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка.
В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.
ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?
Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов: Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.
ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?
Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»: Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.
ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.
ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?
Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области: Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.
Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды , открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.
Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.
ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?
Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!
Немного о курсе
Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения.
На официальном сайте ППК «РЭО» для использования и распространения на безвозмездной основе размещены: - медиабанк ППК «РЭО», который содержит более 1000 единиц цифрового контента (фото, социальное видео, графика, текст) для популяризации ключевых направлений деятельности в сфере твердых коммунальных отходов (далее - TKO) и — формирования — экологической — культуры — (ссылка — на — материалы: https://reo.ru/mediabank);
- образовательная платформа «Зеленая школа» — видео-уроки, задания и тексты о системе сбора отходов в России, сортировке и переработке, опасных отходах, мировом опыте в сфере ТКО и экологической ответственности человека (ссылка на материалы: https://school.reo.ru/)
;
- образовательная платформа «Зеленый курс» — видеокурс на тему TKO для работников отрасли, госслужащих и студентов профильных программ вузов (ссылка на материалы: https:/reo.ru/green-course);
- интерактивный курс «Дневник эковолонтера» из 12 уроков для учеников старших классов, студентов и желающих погрузиться в тему добровольчества. Количество просмотров курса на сайте — 27 000 человек (ссылка на материалы: https://reo.ru/dobro);
- мультфильмы Всероссийского образовательного онлайн-проекта «Помощники Земли» (ссылка на материалы: https:/reo.ru/pomoshchniki_zemli).
1 марта 2024 года в школе прошел Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности», приуроченный Дню гражданской обороны Российской Федерации. Цель проведения открытого урока − пропаганда знаний по безопасному поведению в повседневной жизни, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В ходе уроков классные руководители рассказывали детям о целях и задачах гражданской обороны, об основных составляющих системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, напомнили телефоны вызова экстренных служб. Учащиеся познакомились с историей возникновения гражданской обороны, узнали об основных задачах гражданской обороны по обеспечению защиты населения от чрезвычайных, о порядке действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, о способах и средствах защиты, о сигналах гражданской обороны и порядке действия населения при их получении. В ходе уроков у учащихся формировались навыки применения на практике средств личной защиты – противогазов, ватно-марлевую повязку, оказания первой помощи.
Проведена тренировочная эвакуация из школы работников и учащихся. Эвакуация – это одна из главнейших задач гражданской защиты. Первый её этап – организованный вывод учащихся из зоны возможной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, террористического акта. Во время эвакуации нарушений, ошибок не было. Эвакуация прошла успешно, персонал школы показал хорошие знания в области обеспечения безопасности детей.
20 апреля состоится Единый день открытых дверей (ЕДОД) Федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого будут обеспечены единые организационные и методические условия для реализации комплекса мероприятий.
Региональным оператором проведения ЕДОД выступает Центр опережающей профессиональной подготовки Кабардино-Балкарской Республики (ЦОПП КБР).
Комплекс мероприятий в рамках ЕДОД предусматривает знакомство обучающихся общеобразовательных организаций, их родителей (законных представителей) и членов их семей с приоритетными отраслями экономики КБР и востребованными рабочими профессиями и специальностями с целью дальнейшего поступления на обучение по образовательным программам Федерального проекта «Профессионалитет».
Проект «Профессионалитет» основан на новой модели практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям; ориентирован на максимальное приближение условий подготовки обучающихся колледжей к реальным условиям производства.
Мероприятия ЕДОД:
- Всероссийский классный час «Профессионалитет: ты в хорошей компании!» – проводится с участием амбассадоров Профессионалитета.
- Родительское собрание – проводится совместно с руководителями РОИВ и созданных на территории КБР кластеров Федерального проекта.
- Экскурсии на площадку работодателя – интерактивные встречи с представителями работодателя на площадках кластеров Федерального проекта.
- Профессиональные пробы – интерактивные встречи, включающие практические задания, с представителями работодателя на площадках кластеров Федерального проекта.
К участию в ЕДОД приглашаются обучающиеся 8-11 классов и их родители (законные представители). Важной частью Единого дня открытых дверей станет «Всероссийский классный час «Профессионалитет: ты в хорошей компании!», который будет проводиться с участием амбассадоров Профессионалитета. Для родителей будет организовано родительское собрание совместно с представителями Министерства просвещения и науки КБР, а школьники отправятся на экскурсии на площадку работодателя.
9 февраля 2024 г. в школе проведено
районное мероприятие для заместителей директоров по ВР,
посвященное 300- летию основания Академии наук.
С приветственным словом к гостям и участникам конференции обратился директор школы Теуважев А.Т., пожелав всем новых открытий, крепости духа, веры в российский научный потенциал и терпения для воспитания достойной смены!
Мероприятие началось с торжественного открытия Дня науки.
Ученица 4-го класса Жирикова Самира исполнила песню «Изучать науку вместе веселей».
Махова Самира прочитала гостям стихотворение «Без науки нам не жить».
Дальше мероприятие продолжили девочки 3-го класса с танцем «Моя Россия». Такой же красивый танец «Недетское время» представили гостям ученицы 4-го класса.
Гости и участники конференции запомнили образ Петра1 в исполнении Зухова Салима, который зачитал приказ об основании Академии наук в 1724г. Также театральная постановка «Проводы М.В. Ломоносова в Москву» ( отец М.В. Ломоносова – Хашкулов Кантемир, М.В.Ломоносов – Хаджиев Эльдар) Ребята очень точно передали атмосферу той эпохи.
Дальше конференцию продолжили ребята со своими научными руководителями. Все проектные работы сопровождались наглядными материалами и презентациями. Темы исследовательских проектов. представленных на конференции, были разнообразны:
1.«Эльбрус – жемчужина среди 7 чудес света» Шериева Алия 2кл.
2.Научный руководитель – Жирикова А.Г.
3.«Эти удивительные динозавры» Махов Алим, 3кл.
Научный руководитель – Карданова А. Л.
4.«Помидор – король среди овощей» Куготов Расул, 4кл.
Научный руководитель – Дуарова М.Х.
5.«Нам незнакомый мир насекомых» Бугов Тембулат, 5кл.
Научный руководитель – Хашкулова Т.А.
6.«20 правил игры в эндшпиле» Жангериева Аделина, 5кл.
Научный руководитель – Медведева Н.П.
7.«География в купюрах» Тхамокова Милена, 7кл.
Научный руководитель – Бабугоева Л.З.
8.«Комбинации в миттельшпиле» Хатажукова Камилла, 4кл.
Научный руководитель – Медведева Н.П.
9.«Основные цели дебюта» Машукова Ясмина, 4кл.
Научный руководитель – Медведева Н.П.
10.«Родная сердцу Зольская земля» Жириков Алан, 9кл.
Научный руководитель – Жирикова А.Г.
11. «Значение и название иностранных конфет» Бугова Лаура, 3кл. Научный руководитель - ,Шарданова Р.Х.
12.«Фруктовые и овощные батарейки» Гашев Рамазан, 8кл.
Научный руководитель – Шогенова М.А.
Юные исследователи были заинтересованы и увлечены своими проектами. Они со своими руководителями будут продолжать работу по этим темам и представят еще другие проекты.
Итог конференции подвела Мальсургенова К.А., зам. директора по УВР. Она отметила, что День российской науки – это ежегодный праздник для российского научного сообщества. Школа сегодня нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника, механизма самообразования,
самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Традиционно у нас проводится научно-практическая конференция, чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся. Сегодня наши юные исследователи, благодаря своим усилиям и профессионализму своих научных руководителей были на высоте. Она поблагодарила гостей за хорошие отзывы в адрес юных исследователей.
Итог всего мероприятия подвела Дуарова М.Х. зам. директора по ВР, поблагодарила своих коллег за высокую оценку всего мероприятия. Она отметила, что проведение подобных мероприятий в школах района стало хорошей доброй традицией, потому что охватывает широкий круг вопросов, отвечает запросам учащихся, интересующихся не только школьной программой, но и разными науками.
Все участники конференции были отмечены грамотами и подарками.